Как долго можно поддерживать денежно-экономическую систему, в которой раз за разом подрываются все правила приличной монетарной и фискальной политики? Золото даст ответ на этот вопрос.
В минувшие выходные исполнилось 50 лет со дня окончания Золотого стандарта. 15 августа 1971 года тогдашний президент США Ричард Никсон заявил, что Соединенные Штаты больше не будут обменивать долларовые резервы на золото. Однако до тех пор это было необходимым условием для того, чтобы доллар был не хуже золота. Однако при золотом обеспечении денег невозможно занимать произвольные суммы для покрытия государственных расходов.
Но это было именно то, что требовалось в то время. Необходимо было финансировать дорогостоящие войны (Вьетнам), и первые страны, такие как Франция, начали массово обменивать долларовые запасы на физическое золото. Над США нависла угроза банкротства. Это было началом эры «дефицитных расходов» и затягивания правительства с банкротством, которая продолжается и по сей день: практически неограниченные государственные расходы в кредит.
Однако развитие к полностью непокрытой денежной системе происходило постепенно. До 1990-х годов сохранялась определённая дисциплина в расширении денежной массы. Прежде всего, немецкий Бундесбанк по-прежнему придерживался высоких стандартов в политике рефинансирования банков и в стремлении к денежной стабильности.
Как правило, для получения денег коммерческие банки по-прежнему должны были депонировать реальные активы - например, в форме «хороших торговых векселей». Ключевое слово: дисконтная политика. После завершения сделок, подлежащих финансированию, деньги выводились с рынка. Выделение ликвидности всегда было ограничено, в виде так называемых тендеров. Они по-прежнему были ориентированы на рыночную процентную ставку. Другими словами, деньги продавались на аукционе тому, кто больше заплатит. Операции на открытом рынке, включающие покупку ценных бумаг Центральными банками, проводились только в редких исключительных случаях.
Затем была введена Евросистема, и прогрессирующее разрушение денежной стоимости пошло своим чередом. С тех пор правила денежно-кредитной политики смягчались кризис за кризисом. Сегодня европейские банки получают любой объём ликвидности практически бесплатно, некоторым из них разрешено размещать нежелательные ценные бумаги в качестве условного залога, минимальный коэффициент резервирования снижен до 1%, а Центральные банки постоянно вмешиваются в работу рынков месяц за месяцем, покупая ценные бумаги на миллиарды. Вуаля, вот она, наша денежная и экономическая система, построенная на неограниченном кредите. С 2000 года евро обесценился по отношению к золоту на 82%.
Мир привык, что стабильность денежной системы приносится в жертву, чтобы замаскировать очередной кризис новыми деньгами Центробанка и сохранить богатство тех, кто владеет финансовыми активами, как можно дольше. И даже многочисленные, безошибочные финансовые пузыри (недвижимость, облигации, акции, предметы роскоши и т.д.), которые создаются неограниченным кредитованием, спекулянты игнорируют. При этом манипулируемая в сторону понижения процентная ставка полностью утратила свою управляющую функцию. И Центральные банки сами загнали себя в тупик, потому что каждое повышение процентных ставок грозит задушить любой экономический подъём. Теперь кредитный пузырь грозит окончательно перекинуться на реальную экономику через повышение уровня инфляции.
В последние годы неоднократно звучали предупреждения о крахе, даже от известных экономистов. Литература по поводу скорого коллапса процветала. Но, похоже, эти голоса уже почти не слышны, или люди просто устали от этих предупреждений. Может даже сложиться впечатление, что многие «пророки краха» сдались писать об этом и стали тайно покупать акции и биткоины.
Однако, никто не предупредит о начале коллапса заранее. И опасность серьёзных финансовых потрясений и нисходящей спирали на фондовых рынках возрастает по мере того, как инвесторы становятся всё более привычными и беспечными. Тем более в мире, который становится всё более цифровым. Сегодня финансовые «ценности» создаются одним нажатием кнопки и хранятся в цифровом виде. Всё подключено к электросети. В сознании больше нет места для такого «варварского пережитка», как золото - в его физической, но нетленной и нестираемой форме в виде слитков и монет.
Тот, кто владеет физическим золотом, никогда не сможет обанкротиться. Золото - это страховка на случай провала эксперимента по монетарной и фискальной политике, который был начат в 1971 году и постепенно ужесточался. Цена золота на фондовом рынке также была размыта жёсткой оцифровкой и секьюритизацией. Цена золота не отражает дефицита и ценности настоящего драгоценного металла.
Понятие золота было обесценено (не всё то золото, что блестит), а сравнение с другими защитными активами практически сводится только к (относительному) ценообразованию. Но всё, что называет драгметаллом, который не состоит из слитков, монет или, возможно, ювелирных изделий, является лишь обещанием оплаты, которое провалится, когда лопнет кредитный пузырь. И самое главное: когда золото покажет свою истинную стоимость, будет уже неважно, по какой цене вы его купили. Тогда будет гораздо важнее сам факт его владения в физическом виде!Источник