В 2017 г. на мировом рынке металлов возник новый мощный тренд. Растущий дефицит лития и кобальта вызвал стремительный скачок цен на эти металлы. С одной стороны, дефицит поддерживается за счёт огромного спроса на мобильные гаджеты и высоких темпов развития рынка электрокаров, с другой – за счёт недостаточных объёмов мировой добычи.
По мнению экспертов международной группы компаний PLAURUM, этот тренд сохранится как минимум на ближайшие несколько лет: цены на кобальт и литий могут держаться на текущем уровне либо показать дальнейший серьёзный рост на фоне увеличивающегося дефицита этих металлов.
Так за прошедший год котировки кобальта выросли в 3 раза, с $32.000 до $94.000 за тонну. Котировки лития увеличились вдвое: с $8.000 до $16.000 за тонну.
Рост спроса на литий и кобальт генерируют производители смартфонов и прочих гаджетов, а также электромобилей. Всё это работает на литий-ионных аккумуляторах, для которых помимо обычных промышленных металлов, требуются литий и кобальт. И, если для производства батареи смартфона достаточно всего 10 г. кобальта, то для аккумулятора электромобиля – в среднем около 20 кг. Причём будущим мощным драйвером роста потребления лития и кобальта считается именно производство электрокаров. По оценкам экспертов, уже к 2030 г. доля электромобилей в отдельных странах может составить от 15 до 50%. Лидерами в этом направлении считаются Китай и Индия. Правительство Индии заявило о полном переходе на электромобили уже к 2030 г. В Китае уже сейчас наблюдается активная динамика перехода на электрокары.
Дефицит кобальта и лития на рынке связан с тем, что объёмы мировой добычи отстают от роста спроса на эти металлы. Дефицит лития ощущается не слишком остро, потому что добыча достаточно равномерно распределена между Чили, Боливией, Аргентиной, Китаем, США и Россией. Совершенно по-другому обстоит ситуация с кобальтом, 60% добычи которого приходится на Демократическую республику Конго (ДРК) – одну из самых бедных и коррумпированных стран в мире. Экономическая и политическая нестабильность, коррупция и жесточайшие условия труда (более половины кобальта добывается вручную) создают высокие риски для бизнеса.
«При этом дефицит лития и кобальта в ближайшие годы будет только расти, так как быстрорастущий спрос производителей электрокаров на кобальт продолжит значительно опережать рост добычи металла. А учитывая появившийся интерес к кобальту со стороны инвестиционных фондов, можно ожидать ещё большего обострения дефицита на международном рынке», – так считают аналитики PLAURUM.Источник