Сразу несколько факторов говорят в пользу продолжения восходящего тренда на рынке платины. Помимо динамичного восстановления спроса в обрабатывающей промышленности, эффекты замещения в производстве автомобильных катализаторов также положительно влияют на спрос и приводят к дефициту предложения этого драгметалла. Ситуация на фьючерсном рынке также сигнализирует о ценовом потенциале платины.
Платина всё ещё отрабатывает консолидацию после предыдущего сильного роста, который затормозился из-за коронавирусного кризиса. В рамках бычьей консолидации цена платины снова протестировала нижнюю границу своей стоимости и на некоторое время даже установила небольшой восходящий тренд.
Стоимость платины на уровне 1200$ за унцию вполне реальна в ближайшие несколько месяцев. Помимо фундаментальных влияний на цену, то есть спроса и предложения, данные фьючерсного рынка также указывают на большой потенциал для дальнейшего роста.
Восстановление цены платины был вызван, в первую очередь, физическим спросом. Однако, это также означает, что, с одной стороны, потенциал снижения цен из-за фиксации прибыли спекулянтами на фьючерсном рынке сильно ограничен, а с другой стороны, проциклическое наращивание ставок на рост цен может стать поддерживающим фактором для цены.
Несмотря на жестокие волнения в Южной Африке, производство платины в настоящее время не пострадало. Эта африканская страна обеспечивает около 70% мировых поставок платины. Беспорядки в ЮАР проходили в провинции Квазулу-Натал на северо-востоке страны. После вмешательства военных ситуация немножко стабилизировалась.
Крупнейший в мире платиновый рудник Могалаквена расположен на самом севере Южной Африки в провинции Лимпопо. По данным Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC), мировое предложение платины примерно на 7% превышает уровень предыдущего года. Карантинные ограничения в производстве платины, вызванные распространением коронавируса, в значительной степени сняты. Это касается также производств в России, Зимбабве, Канаде и США.
Общий спрос на платину составляет 26%, что значительно больше уровня предыдущего года. Спрос со стороны промышленности без учёта автомобилестроения увеличился на 44%. Спрос на драгметалл со стороны автопроизводителей примерно на 8% выше, чем в предыдущем 2020 году. Ювелирный сектор закупил на 22% больше платины, чем годом ранее.
Различные сферы применения платины, а именно: в медицине, электронике, химической промышленности и др., привели к более широкой диверсификации спроса помимо автомобильной и ювелирной промышленности. Это произошло за последние несколько лет. Более того, платина является единственным подходящим металлом для производства кардиостимуляторов. Ежегодно их имплантируется около 600.000 шт.
Уже в первом квартале этого года возник дефицит платины в размере 19.000 унций из-за динамичного развития спроса. Для сравнения: в кризисном 2020 году дефицит достигал 390.000 унций из-за огромного спроса со стороны инвесторов. В докризисном 2019 году этот показатель находился на уровне 301.000 унций.
Важным фактором будущего роста цен на платину является высокая наценка к цене родственного металла - палладия. Оба драгметалла имеют схожие химические свойства и широко используются в промышленности.
Автомобильная промышленность по-прежнему является важнейшим потребителем обоих металлов. Палладий и платина используются в катализаторах для очистки выхлопных газов. В настоящее время палладий в основном используется в бензиновых двигателях, а платина - в дизельных.
Постепенный переход от дизельных двигателей к бензиновым после дизельного скандала и ужесточения экологических норм на протяжении многих лет поддерживал рост цен на палладий. Но сейчас автомобильная промышленность работает над модернизацией производства, чтобы заменить палладий гораздо более дешёвой платиной. Потому что платина не только эффективнее, но и дешевле примерно на 60%.
Активный переход автомобильной промышленности с платины на палладий начался в 2008 году. Главным образом потому, что этот металл был всего на четверть дешевле платины. Однако переход с одного металла на другой занимает несколько лет, так как необходимо перенастроить производственные процессы и заново адаптировать производственные линии.
Новый тренд на платину становится всё более заметным. Снабжающая промышленность, в частности, сейчас всё больше полагается на платину при производстве бензиновых катализаторов. Агентство Reuters уже сообщало о первых попытках замены палладия в автомобильной промышленности в апреле 2019 года.
Однако не стоит рассчитывать на полное замещение палладия платиной, поскольку производители извлекли урок и сейчас будут использовать оба металла. Кроме того, инвестиции в двигатели, работающие на ископаемом топливе, таком как бензин и дизельное топливо, вызывают споры. В то же время использование платины в качестве катализатора имеет преимущества с экологической точки зрения. В любом случае, более широкое использование бензиновых двигателей может оказать положительное влияние на спрос на платину со стороны автомобильной промышленности.
Явным признаком того, что слабый период для платины закончился, является относительная сила золота, а в последнее время даже и палладия. Стоимость платины смогла восстановиться намного быстрее после коронавирусного кризиса и в настоящее время примерно на 8% выше уровня до падения цен в феврале 2020 года, в то время как палладий торгуется ниже докризисных отметок. Это можно объяснить, с одной стороны, более сильным восстановлением спроса в промышленности за пределами производства автомобилей, но также и первыми заметными результатами от замещения палладия в производстве бензиновых катализаторов.Источник